Секции Экспертного клуба

Стажировка
Архив сайта

Новаторство «Независимости». Как Independence стал кораблём XXI века

Автор: Прохор Тебин, аналитик НП "Экспертный клуб". Статья перепечатана с согласия редакции журнала Объединённой Судостроительной Корпорации (выпуск №1 (5) за 2011)

На сегодняшний день мировое военное судостроение переживает новый этап своего развития. Его характерными чертами становится всё более возрастающая конкуренция на мировом рынке военно-морских вооружений и военной техники. По уровню конкуренции наблюдается сближение гражданского и военного судостроения. Это усугубляется продолжающимся кризисом в мировой судостроительной промышленности.

В технологическом плане наблюдается перетекание технологий и конкретных решений из гражданской в военную сферу. До этого именно военное кораблестроение было источником новых технологий для гражданского судостроения. Особую роль приобретает проблема промышленного дизайна в военном судостроении.

Всё более возрастающая конкуренция и технологический взаимообмен ведёт к сращиванию на определённом этапе военного и гражданского судостроения. Возникают проекты и компании, которые их осуществляют, представляющие собой синтез военного и гражданского судостроения.

Пожалуй, лучшей иллюстрацией развития данных процессов является история развития проекта литорального боевого корабля (Littoral Combat Ship, LCS) Военно-морских сил США LCS-2 «Independence» («Независимость»), ставшего одним из самых известных кораблей XXI века.

 

 Начало проекта: от «Уличного бойца» до «Надводного корабля будущего».

Первоначальным автором идеи строительства литоральных боевых кораблей считается вице-адмирал Артур Цебровски. Концепция кораблей этого класса появилась ещё в начале 1990-х годов под названием Street Fighter» («Уличный боец»). Это должны были быть небольшие быстроходные корабли водоизмещением около 600 тонн с небольшой осадкой. Главной задачей данного класса кораблей должно было стать противостояние различным угрозам, в особенности иррегулярного и ассиметричного характера, в прибрежных водах противника.

Другим большим сторонником литоральных боевых кораблей стал начальник штаба ВМС Вернон Кларк. 1 ноября 2001 года ВМС США объявили о начале Программы надводных боевых кораблей будущего. В рамках данного проекта велась разработка крейсера ПВО и ПРО CG(X), ударного эсминца DD(X) (позднее переименован в DDG-1000) и литорального боевого корабля LCS. Эта программа стала одной из самых противоречивых и критикуемых в истории американского флота.

Планировалось построить 55 литоральных боевых кораблей, которые должны были заменить сразу три типа кораблей: 30 фрегатов типа «Oliver Hazard Perry» и 26 кораблей противоминной борьбы типов «Avenger» и «Osprey».

«Прибрежные районы» (littoral)  стали ключевым термином в лексиконе ВМС США после распада Советского Союза. В непосредственной близости от побережья Мирового океана проживает около 80% населения Земли, находятся ключевые транспортные артерии и сосредоточены многие наиболее нестабильные и плохо защищённые регионы. Вместе с тем возможности американского флота и сил Береговой охраны в прибрежных районах были достаточно ограниченны.

Дания, Швеция, Норвегия и многие другие государства развивали свои флоты с упором именно на небольшие корабли, предназначенные для действия в прибрежных водах. США продолжали строить флот, опирающийся на крупные корабли океанской зоны. ВМС США существенно отставали малых надводных боевых кораблей от флотов России, Индии, Канады и стран Европейского союза. В ВМС США не было аналогов шведским корветам типа «Vysby» или норвежским «Skjold».

Американская судостроительная промышленность не обладала необходимым опытом для создания современных   кораблей подобного класса. В связи с этим руководство ВМС США пошло на проведение открытого тендера с участием международных консорциумов. Литоральные боевые корабли должны были иметь водоизмещение около 3000 тонн, низкую осадку, высокую скорость (до 40 узлов в сравнении с 30 узлами для большинства кораблей американских ВМС), модульную компановку и экипаж около 75 человек. Таким образом, требования, сформулированные ВМС, несколько отличались от первоначальной задумки вице-адмирала Артура Цебровски. По своему размеру литоральный боевой корабль стал ближе к фрегатам, а не корветам.

Модульная компоновка: универсальность или специализированность.

Одной из главных особенностей литоральных боевых кораблей помимо высокой скорости хода и использования стелс-технологий, должна была стать его модульная компоновка. Базовый корпус корабля (обозначавшийся термином «seaframe») должен был нести в себе лишь жизненно важные, неотъемлемые элементы оборудования. В зависимости от конкретной миссии корабль должен был оборудоваться тем или иным набором сменных модулей. Предполагалось, что этот процесс можно будет осуществлять максимально быстро в соответствии с принципом «plug-and-fight». Таким образом, был найден определённый компромисс между универсальностью и специализированностью боевого корабля.

Создателями модульной компоновки для боевых кораблей считаются Дания и Германия. Немецкая компания Blohm und Voss AG в 1970-х годах разработала концепцию МЕКО (многоцелевой комбинированный корабль). Всего для ВМС ФРГ и на экспорт было построено более 30 фрегатов серии MEKO. Дания разработала концепцию «seaframe» в 1980-е годы и воплотила её в 1990-е в кораблях типа «Flyvefisken».

Модульная компоновка оказалась достаточно сложной и дорогой в производстве и эксплуатации, но даже Дания, существенно сократившая номенклатуру модулей на кораблях «Flyvefisken», не намерена полностью от неё отказываться.

Два проекта: «Свобода» или «Независимость»?

Первый этап тендера, стартовавший летом 2003 года подразумевал разработку предварительного проекта корабля, по результатам которого в конце мая 2004 года ВМС США заключили контракты с двумя судостроительными консорциумами. Первый консорциум, возглавляемый корпорацией Lockheed Martin и верфью Marinette Marine, представил проект однокорпусного стального корабля с алюминиевой надстройкой полуглиссирующего типа. Второй консорциум, во главе с корпорацией General Dynamics и американским представительством австралийской судостроительной компании Austal, представили проект футуристического алюминиевого тримарана. Консорциумы-победители должны были построить по два корабля. Головной корабль Lockheed Martin получил название LCS-1 «Freedom» («Свобода»), а General Dynamics - LCS-2 «Independence».

Основой для проекта «Freedom» стали проекты двух гражданских кораблей итальянской компании Fincantieri – высокоскоростного парома типа «Jupiter» использующегося на Средиземном и Ирландском морях и экспериментальной яхты «Destriero» пересёкшей в 1992 году Атлантический океан менее чем за 59 часов, поставив рекорд скорости в трансатлантическом плавании. Успешность зарубежных разработок и маркетинговых стратегий стала одной из причин продажи в 2009 году судоверфи Marinette Marine корпорации Fincantieri.

Основой для проекта «Independence» послужил высокоскоростной паром-тримаран «Benchijigua Express», плавающего в районе Канарских островов.

Закладка корабля состоялась 19 января 2006 года, а 4 октября 2008 года была проведена церемония присвоения имени. Весной 2010 года USS «Independence» совершил своё первое плавание в составе ВМС США. Заказ на строительство первого серийного корабля, LCS-4, отменёный в 2007 году был вновь подтверждён в 2009 году. Строительство корабля, получившего название «Coronado», должно завершиться в мае 2012 года.

Параллельно шёл процесс строительства LCS-1 «Freedom» корпорацией Lockheed Martin. Первоначально планировалось, что ВМС США, сравнив оба предложенных проекта, выберет один, но 3 ноября 2010 года стало известно, что победителя определить не удалось, и ВМС планируют заключить контракты с обоими производителями.

22 декабря 2010 года Сенат удовлетворил просьбу Военно-морских сил США и разрешил заключить контракты с обоими участниками конкурса, заказав по 10 кораблей LCS у компаний Austal USA и Lockheed Martin. Соответствующие контракты были подготовлены уже к концу декабря 2010 года. Austal USA заключил контракт на сумму 4,39 млрд $, а  Lockheed Martin – 4,57 млрд $. Все корабли должны быть построены до 2015 года.

Консорциум Austal и General Dynamics фактически распался в связи с требованиями контракта. В то время как «Coronado» будет достраиваться на верфи Bath Iron Works корпорации General Dynamics, главным подрядчиком строительства серии из 10 кораблей, заказанной в 2010 году, стал Austal USA. Помимо Austal и General Dynamics в строительстве кораблей типа «Independence» участвуют такие компании, как Boeing, BAE Systems, L3 Communications Marine Systems, Northrop Grumman Electronic Systems, Maritime Applied Physics Corporation, General Electric, MTU, Saab, Wartsalia, Bofors и Ericcson.

«Independence»: сплав военных и гражданских технологий.

Джин Миллер, менеджер программы LCS-2 на верфи Bath Iron Works заявил: «Когда мы изучали требования проекта LCS, в том числе требования к высокой скорости, тримаран оказался оптимальным решением». Компания Austal специализируется на строительстве алюминиевых гражданских высокоскоростных судов. «Independence» стал первым военным кораблём построенным компанией непосредственно для ВМС США.

Именно строительство тримаранов компания Austal считает главным технологическим достижением в своей истории. Подобный дизайн позволил ослабить нагрузку на корпус корабля и строить более быстроходные, более длинные, вместительные корабли, обладающие высокой мореходностью и остойчивостью в различных погодно-климатических условиях.

Компания изучала поведение кораблей построенных по схеме тримарана при различном уровне морского волнения, использую как реальные прототипы и испытательные корабли, так и развитую систему компьютерного моделирования. Был определен оптимальный уровень угла крена, бокового и вертикального ускорения. Низкий профиль корабля снижает уровень бортовой качки, что благоприятно влияет на работоспособность экипажа.

Тернистый путь к «Независимости»: высокая стоимость и ограниченные боевые возможности.

Предполагалось, что все четыре литоральных боевых корабля будут построены к 2009 году, но сроки постоянно смещались. «Freedom» был сдан флоту на 20 месяцев позже, а «Independence» на 26 месяцев позже. Для кораблей подобного размера первые литоральные боевые корабли строились непозволительно долго.

Одной из главных причин стал стремительный рост стоимости. Удорожание программы строительства литоральных боевых кораблей и программ военного судостроения в целом стали одной из самых острых тем для дискуссий в американском военно-политическом и экспертном сообществах в 2000-е годы.

Стоимость LCS-1 и LCS-2 изначально была определена в размере 472 млн $, а в бюджете 2011 года выросла на 142% и достигла 1144 млн $. Стоимость LCS-3 и LCS-4 в бюджете 2011 года составила уже 1358 млн $.

Сменные модули для кораблей также постоянно росли в цене. В 2011 году программа их разработки остаётся далёкой от завершения. ВМС были вынуждены заказать лишь 64 модуля, а не 165-210 как планировалось ранее.

Выбор в пользу строительства обоих проектов литоральных боевых кораблей связан в частности с тем, что это позволит, по мнению руководства ВМС, сэкономить более 600 млн $ в течение пятилетнего срока строительства кораблей. Предложенная в 2010 году компаниями цена была меньше запланированной ВМС на 1 млрд $, из которых примерно 400 млн $ должны уйти на компенсацию издержек связанных со строительством двух совершенно разных типов кораблей.

Таким образом, итоговая стоимость первых 20 кораблей должна в среднем составлять 440 млн $ за корабль, что на 18% меньше максимального порога установленного Конгрессом (538 млн $), но на 100% больше первоначальной стоимости.

ВМС, долгое время поддерживавшие концепцию «победитель забирает всё» в отношение всех крупных программ военного кораблестроения, стали всё больше и больше ориентироваться на совместное производство. Раньше подобной позиции придерживался Конгресс США, который отказался от концепции «победитель забирает всё» в ходе конкурса на строительство эсминцев DD(X) и ввёл командное производство ПЛА класса «Virginia».

Также литоральные боевые корабли обвиняют в низких боевых возможностях. Военно-морской эксперт Раймонд Притчетт назвал Independence «3000 тонным скоростным кораблём-перехватчиком со скоростью шведского корвета, вооружением немецкого судна снабжения и грузоподъёмностью маленького корейского судна контрабандистов оружия».

Вооружение LCS  и в самом деле существенно уступает меньшим по размеру британскому фрегату «Type 23», франко-итальянскому фрегату «FREMM» и даже корветам, как например шведскому «Visby» и израильскому «Sa’ar 5 Eilat». С другой стороны ВМС США обладают значительным количеством мощных эсминцев и крейсеров и явно недостаточным количеством кораблей для противодействия иррегулярным и невоенным угрозам.

Другие проекты.

Помимо литорального боевого корабля компания Austal разработала ряд других проектов, использующих аналогичные дизайнерские решения. Первым проектом является уменьшенная версия «Independence», получившая название многоцелевого корвета (Multi-Role Corvette, MRC).

В 2008 году Austal выиграл контракт на строительство первого высокоскоростного катамарана для Министерства обороны США JHSV (Joint High Speed Vessel) с возможностью строительства 9 дополнительных кораблей. Строительство данного корабля началось осенью 2010 года.

JHSV схож с другим кораблём построенным Austal – WestPac Express, который эксплуатируется Корпусом морской пехоты США на протяжение большей части 2000-х годов. До этого ВМС и Армия США уже использовали два высокоскоростных судна построенных на основе гражданских технологий другой австралийской компанией Incat – HSV-X1 «Joint Venture» и TSV-X1 «Spearhead». Первый из них преодолел около 33 тысяч километров от Испании до США через Атлантический, Индийский и Тихий океаны всего за 30 дней. Компания Incat разработала и реализовала проект высокоскоростных паромов-катамаранов ещё в 1980-е годы, став, наряду с Austal, одним из мировых лидеров в данной области.

 

***

Если всё и дальше будет складываться благоприятно для Austal, то к середине 2010-х годов около 20% кораблей ВМС США могут составлять высокоскоростные тримараны и катамараны австралийской компании построенные с преимущественным использованием гражданских технологий.

Можно справедливо критиковать программу строительства литоральных боевых кораблей, и в том числе LCS-2 «Independence», но вместе с тем необходимо понимать, что подобные проекты привнесли в военное кораблестроение много нового.

На протяжение многих лет технологии высокоскоростных судов нестандартной компоновки активно совершенствовались гражданской судостроительной промышленностью. Новаторский дизайн обеспечил их относительно низкую стоимость, высокие мореходные качества, способность к быстрой модернизации и выполнению широкого спектра задач привлекли к ним внимание военных, как в США, так и в других странах. Более того, привлечение многочисленных зарубежных компаний обеспечило американскую промышленность притоком свежих идей, методик и технологий, став стимулом для развития.

Есть и другие факторы, гораздо реже упоминаемые как сторонниками, так и критиками литоральных боевых кораблей. Футуристический облик и современные решения в области дизайна привлекли к данному проекту и ВМС в целом повышенное общественное внимание. Самым ценным ресурсом для флота являются кадры. В связи с этим визуальная привлекательность, информационное воздействие и комфортные условия для службы делают литоральные корабли важным элементом развития ВМС вцелом. Корабли подобные LCS-2 «Independence» оказали существенное влияние на современное военное кораблестроение и во многом сформировали облик военно-морского флота XXI века.

                              

Форма для отправки комментариев

Вход

После добавления Вашего комментария будет произведена регистрация на сайте. Вам на e-mail будет отправлено письмо с паролем.