Секции Экспертного клуба

Стажировка
Архив сайта

Концепция формирования припортовых индустриальных зон

 В рамках своей деятельности по разработке концепций развития индустриальных зон Экспертный клуб промышленности и энергетики продолжает серию публикаций, посвященных  анализу зарубежного опыта формирования припортовых индустриальных зон,  в рамках которой представлен второй краткий исследовательский очерк на тему : Развитие припортовой зоны Антверпена (Бельгия).

Порт Антверпена является одним из крупнейших в мире портов и занимает стратегически выгодное положение в Западной Европе, на берегу Северного моря, в дельте рек Шельда, Маас и Рейн. Благодаря этому навигация судов может осуществляться из Западной Европы в Восточную, вплоть до Чёрного моря. Порт обслуживает корабли вместимостью до 100 000 тонн. Он также имеет прямой доступ к плотным железнодорожным, авиационным и автодорожным сетям Бельгии.

Товарооборот порта Антверпена в условиях мирового финансового кризиса.

Антверпен

2008 г. млн Мт

2009 г. млн Мт

2009 год по отношению к 2008 году, %

Генеральные грузы

(в.т.ч.Ро/Ро)

123

101

-18%

Навалочные грузы, всего

67

57

-14%

Нефть-сырец

4.5

4

- 11%

Нефтепродукты

25

26

+ 4%

Уголь

10

6

- 40%

Руда

17

9

- 47%

Всего товарооборот

191

158

- 17%

В условиях кризиса произошло первое снижение грузооборота порта Антверпена с 2001 года, что привело к самому большому росту безработицы с 1995 года. В качестве антикризисных мер Администрация порта Антверпена приняла решение о поддержание в 2010 году цен на уровне 2008-2009 годов и 10% сокращение тарифов на генеральные грузы, а также разработала новый бизнес-план на 2010-2013 годы, подразумевавший выход на первое место в Европе по генеральным грузам. Также этот бизнес-план предполагал поддержание на прежнем уровне инвестиций в ключевые долгосрочные проекты, среди которых главными были четыре:

·         Углубление русла Шельды для судов с осадкой до 15 метров. Начало работ – 2007 год.

·         Комплексное развитие левого берега Шельды: новый кластер площадью 1070 га, новый контейнерный терминал, второй шлюз.

·         Работы по повышению потенциала контейнерооборота (терминал Дойрганк, открытый в 2005 году, достигнет максимальной загрузки к 2012-2013 гг.).

·         Второй ж/д туннель и второй автодороги через Шельду. Решение правительства – 2006 год, начало строительства – 2009 год, окончание строительства – 2013 год.

Как и в Роттердаме, нефтехимический кластер является ключевым кластером припортовой индустриальной зоны порта Антверпена и является вторым в Европе по размерам после нефтехимического кластера Роттердама. В его структуру входит 3 специализированных НПЗ Petroplus, 2 крупных НПЗ Total и ExxonMobil которые производят около 40 млн Мт/год, 4 предприятия по крекингу легроина Fina Anrwerp и BASF, более мелкие предприятия по дальнейшей переработке нефти, внутренняя трубопроводная сеть, на которую приходится 52% внутренней нефтетранспортировки. Также трубопроводная сеть соединяет нефтехимические кластеры Антверпена и Роттердама.

Важную роль для Администрации порта Антверпена играет защита окружающей среды, что выражается в постоянном осуществление многочисленных экологических проектов, таких как:

·         Проект Amoras: экологически чистое предприятие по захоронению отходов, механической дегидрации почвы и хранению глинистой корки.

·         Проект Magershoek: создание экологически благоприятных сточных канав с использованием дегидрированной почвы.

·         Проект TBT Clean: извлечение трибутилина из дегидрированной почвы. Проект спонсирует ЕС.

·         Проект New!Delta (North-West European Delta Association): совместный проект портов Роттердама, Антверпена, Руана, портов Великобритании, исследовательских центров и местных властей, интеграция портового развития в единую экологическую программу ЕС.

·         Участие в Конвенции Роттердама 1998 года по совместному контролю за импортом биологически опасных химикатов и пестицидов (например асбест, трибутилин, тиофос, ДДТ и т.д.)

·         Проект по восстановлению уничтоженной портовым строительством биосферы.

·         Постоянный контроль качества воды, воздуха и уровня шума.

Специализированный департамент Администрации порта Антверпена оказывает консалтинговые услуги по развитию портовых зон. С 1997 годы было проведено 22 крупных консалтинговых проекта в 17 странах, в том числе в 1997 году в России (порты Азова и Таганрога). Основными направлениями консалтинга являются:

·         Строительство, реконструкция и обслуживание инфраструктуры.

·         Морские работы.

·         Менеджмент.

·         Генеральные планы.

·         Безопасность и защита окружающей среды.

·         Финансовый и юридический консалтинг.

·         Организация труда, логистики и тарифной политики.