Секции Экспертного клуба

Стажировка
Архив сайта

Концепция формирования припортовых индустриальных зон

На сегодняшний день при разработке стратегий развития территорий, прилегающих к крупным транспортным хабам необходимо учитывать мировой опыт создания подобных территориальных объединений и успешных решений в области развития индустриальных зоны. 

В рамках своей деятельности по разработке концепций развития индстриальных зон Экспертный клуб промышленности и энергетики начинает серию работ по анализу зарубежного опыта формирования припортовых индустриальных зон, в рамках которой будут представлены краткие исследовательские очерки по следующим направлениям: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Ле Гавр (Франция), Сингапур, Феликстоу (Великобритания), Салала (Оман) и Нью-Йорк (США).

Практика создания индустриальных зон, системно объединяющих различные производственные предприятия, стала широко распространённой после успешного опыта в таких странах как Германия, Голландия, Бельгия, Сингапур, Малайзия. В настоящее время в мире существует более 20 тысяч индустриальных зон и количество их постоянно возрастает. Международный опыт показывает, что формирование индустриальных зон вблизи крупных портов является оправданным. Создание и развитие индустриальной зоны на ограниченных территориях, прилегающих к крупным портам, позволяет формировать эффективные промышленные центры, вносящие значительный вклад в ВВП страны.

Ярким примером данного процесса является Порт Роттердама, отличающийся высокоразвитой портовой индустриальной зоной, высокими технологическими, экологическими и экономическими стандартами, а его опыт востребован развивающимися портовыми зонами Европы и мира.

Индурильная зона Ротердма

В период  с 1962 по 1986 годы Роттердам был крупнейшим портом мира, а на сегодняшний момент является одним из самых крупных портов Европы.

Карта индустриальной зоны порта Роттердама

Весь порт Роттердам с промышленным комплексом занимает 10 500 гектаров, протяженность порядка 40 километров. Основными конкурентными условиями порта является развитая автомобильная и железнодорожная сеть, система внутреннего водного транспорта, прибрежное судоходство и развитая система трубопроводов.

порт Роттердама

Одним из источников доходов портовой зоны Роттердама является взимание единовременных тарифов с судов. Тарифы взимаются за пользование морской гаванью, внутренней гаванью, публичным причалом, буями и швартовыми палами, за аренду строений, трубопроводов, пользование электроэнергией и водопроводом и утилизацию отходов. Специальные тарифы взимаются, если судно вошло для проведения очистки, заправки или же в случае транзита из внутренних районов.

Для определения необходимого размера выплат используются следующие шаги:

  1. Определение типа корабля и плавающей ставки для этого корабля
  2. Определение размера тарифной выплаты по тоннажу (Тоннаж * Тариф по тоннажу)
  3. Определение размера тарифной выплаты по перевозимому продукту (Тоннаж * * фрахтовая ставка)
  4. Определение размера тарифной выплаты по выгрузке (Объём груза * фрахтовую ставку)
  5. Суммирование данных в пунктах 2,3,4

Для создания постоянной клиентской базы порт Роттердама предлагает скидки: нефтеналивным судам при тоннаже больше 20000 тонн, судам разгружающим / загружающим сельскохозяйственную продукцию с тоннажем больше 10000 тонн, кораблям с низкой осадкой при повторном заходе в порт в рамках одного плавания, океаническим контейнеровозам при перевозе большого числа грузов, морским кораблям при перевозе большого числа грузов, кораблям Ро-Ро при перевозе большого числа грузов.

Большая доля территории портовой зоны (порядка 40%) Роттердама занимает припортовая индустриальная зона. На ней размещаются порядка 2960 компаний. Среди которых 933 занимаются отправкой грузов, 194 оказывают финансовую и консалтинговую деятельность, 52 занимаются нефтехимической промышленностью, 91 судостроительной и судоремонтной деятельностью, 458 компаний оказывают транспортные услуги, 6 занимаются торговлей автомобилей и 10 продукцией сельского хозяйства.

Ключевыми компания в области финансов и консалтинга являются ING,  Ernst&young PricewaterhouseCoopers Н. В., Allianz. В области нефтехимии - Компании "Exxon", "Shell", "Shin-Etsu"). В области сельского хозяйства и стивидорных компаний активную роль занимают местные компании, действующие в рамках Нидерландов или же Евросоюза.

Ключевую роль в припортовой индустриальной зоне играет нефтехимический кластер. На долю нефтехимического кластера приходится 50% дохода и 40% добавленной стоимости индустриальной зоны Роттердама и 20% добавленной стоимости химической промышленности Нидерландов. В структуру нефтехимического кластера припортовой индустриальной зоны Роттердама входит: 5 3 нефтеперерабатывающих и газоперерабатывающих завода, 6 терминалов по приёму нефти-сырца, 44 химических и нефтехимических предприятия, 19 терминалов для хранения нефти, 8 терминалов для хранения пищевых жиров и масел, 1500 километров единой трубопроводной системы, связывающих различные предприятия на территории кластера, специальные хранилища для опасных грузов, общественные водопроводные и электростанции, предприятия по сбору и сжиганию отходов, предприятия по очистке цистерн.

Структура индустриальной зоны

Анализ грузооборота порта в период рецессии (2008-2009 г.) Показывает, что, несмотря на общую тенденцию к снижению оборота по основным грузам, спрос на нефтепродукты среди резидентов индустриальной зоны значительно вырос во многом за счёт падения цен на данный вид сырья.

Роттердам

2008 г. млн. Мт

2009 г. млн. Мт

2009 год по отношению к 2008 году,%

Генеральные грузы (в том числе контейнеры и Ро / Ро), всего

132

122

-7,5%

Навалочные грузы, всего

289

263

-9%

Жидкие навалочные грузы, всего

194

196

+ 1,1%

Нефть-сырец

100

95

- 5%

Нефтепродукты

59

72

+ 23%

Сухие навалочные грузы, всего

95

67

- 29%

Уголь

29

25

- 12%

Руда

44

23

- 47%

Всего товарооборот

421

385

- 8,5%

Одним из наиболее интересных проектов, развивающихся на территории нефтехимического кластера припортовой индустриальной зоны Роттердама, является проект MultiCore: Подземная 20 километровая счетверённая трубопроводная сеть, соединяющая многочисленные предприятия нефтехимического кластера воедино. Единый трубопроводный корпус вмещает 4 трубы различного диаметра (20, 20, 15 и 10 см). Данная система позволяет предприятиям оперативно обмениваться продукцией и избавляться от отходов производства. Проект оказался предпочтительнее из расчёта критерия стоимость-эффективность, чем транспортировка посредством барж или грузовиков. В связи с этим управляющая компания начала подготовку к строительству дополнительных 17 километров системы. Данный проект является хорошим примером аутсорсинга, роль которого экспертами Роттердама видится ключевой в повышении конкурентоспособности резидентов индустриальной зоны. Аутсорсинг даёт возможность концентрировать усилия на своей профильной деятельности и снижать издержки как для существующих, так и для новых предприятий кластера. Аутсорсинг позволяет добиться снижения себестоимости на 20-40%.

Утилизацией отходов на территории припортовой индустриальной зоны Роттердама занимается компания AVR. В то время как большая часть отходов сжигается или подвергается захоронению, сточные воды подвергаются биологической и химической очистке, регенерации и прокаливанию.

В планах развития порта и припортовой индустриальной зоны Роттердама планируется создать новую портовую зону площадью в 2000 гектаров для приёма судов с низкой осадкой, химической промышленности и новых индустриальных проектов. Также планируется трансформировать текущую портовую зону в «Городской порт» (Город порт) Со смешанной структурой для: портовой деятельности, жилищного строительства и работы и повысить коммерческое использование портовой территории за счёт инновационного строительства, многоцелевого землепользования и совместных объектов. Для этого будут активно привлекаться частные инвестиций для развития строительства жилых домов или иных помещений. Внимание уделяется развитию железнодорожного и речного транспорта, как более удобного для транспортировки большого объёма грузов, и реконструкция «бутылочных горлышек» автодорог.

Припортовая зона Роттердама

Планируемая схема оценки размещения компаний в припортовой индустриальной зоне Роттердама.

Схема

В планах развития припортовой Индустриальной Зоны  Роттердама выделяется развитие новой офисной зоны. Это необходимо для увеличения экономической активности, консолидации бизнеса в едином секторе, создания площадки для привлечения инвестиций и расширение площадей для сдачи в аренду.

Администрацией порта Роттердама предполагается использовать критерий стоимость-эффективность и в ходе постройки применять только экологически чистые материалы. Дополнительными условиями является наличие всей инфраструктуры, необходимой для жизнедеятельности офисного здания, соблюдение правил пожарной безопасности и устойчивость конструкции к возможному затоплению или подтоплению фундамента. Проект новой офисной зоны включает в себя создание от 3х до 5ти зданий по 8000 кв. м. каждое, парковочной площадки на 800 мест, Кафе, спортивные заведения, места культуры и отдыха. При этом планируется, что здания буду ориентированы на вид порта.

Аналитика: Кабанов Илья, Тебин Прохор

Контактное лицо по вопросам разработки концепций развития индустриальных зон : Тарицина Ольга +7 (495) 972-26-00